На версиях Changan cs75fl для российского рынка, продаваемых официально, ставятся исключительно 6-ступенчатые гидроавтоматы Айсин. В самом Китае могут быть варианты, Айсин для полноприводных версий или местный 7-ступенчатый робот. Кстати, в новом Чангане 75 третьего поколения, представленного публике весной 2023 г., тоже будет АКПП Айсин, правда, уже 8-ступенчатая.
Причина такого почтения к японским гидроавтоматам у Чангана банальна: роботизированные КПП собственной разработки, точнее коробочного подразделения, далеко не идеальны. По итогам 2022 г Чанган возглавил ТОП антирейтинга автомобилей, эксплуатирующихся в Китае, по числу обращений в сервис с проблемами КПП.
АКПП TF-81SC
В комплектации с автоматической коробкой Чанган 75 и его старшего собрата Чанган 95 ставится хорошо всем известная АКПП TF-81SC от Айсин, с предельно допустимым крутящим моментом от ДВС в 400 Нм.
Семейство TF-80/81 выпускается японцами с 2003 года и за это время заслужило репутацию лучшего 6-ступенчатого гидроавтомата 21 века по причине феноменальной «неубиваемости». Особенностью этой коробки является использование схемы Лепеллетье в планетарных передачах ради уменьшения габаритов и веса агрегата.
Она устанавливалась практически всеми крупными автоконцернами, от американского Форда до шведского Волько, втч ВАГи и французы. Однако свои подводные камни есть и у неё.
Обслуживание АКПП (масло и сроки замены), ресурс
Для TF-81SC пробег в 200 000 км без ремонта — обычное явление. Однако надо иметь в виду, что к этому пробегу чаще всего добираются коробки автомобилей 2000-х г. в., которым предписана замена масла через 30-40 тыс. км (20 тыс км для тяжелых условий). Для современных авто, в которых зачастую масло заявлено как несменяемое, добраться до таких пробегов будет куда сложнее.
Для российских условий руководством по эксплуатации предписана замена через 60 тыс км или 3 года (масло типа AW-1/Toyota WS, заправочный объем 6,8 л). Однако такой срок вряд ли можно считать оправданным, даже при условии аккуратной манеры езды.
В китайском сегменте интернета сохранился пост одного из владельцев Чангана 75, он менял масло после пробега в 50 тыс км. Нюанс в том, что меняется оно методом циркуляции, т е частичной замены. Потратив на замену почти 12 литров, а масло в конце процедуры шло практически такое же черное, как и в начале.
Местные мастера посоветовали менять масло в коробке, как только оно начинает темнеть, а не тогда, когда оно уже черное. Однако владелец отметил, что после замены АКПП начала работать заметно лучше и плавнее.
В процессе работы параметры практически любого масла ухудшаются, втч и снижается вязкость. При этом изменяется пропускная способность каналов гидроблока. Наряду с другими изменениями это может привести к разбалансировке блока управления. Т е замена масла АКПП не «ремонтирует», она улучшает условия её работы — прим. ред.
Из конкретных марок можно упомянуть:
- MOBIL 148528
- PEMCO PM0430-1
- GENERAL MOTORS 93165147
- AREOL AR079
- MOBIL 152646
Нюансы конструкции и доработки
Помимо сложностей с заменой масла, есть еще два больных места в конструкции этой коробки, фильтр и, на больших пробегах, теплообменник. Фильтр в АКПП предусмотрен инженерами Айсин и это хорошо. А вот поменять его крайне проблемно, для этого придется снимать и частично разбирать саму КПП. С теплообменником проблема типична для многих гидроавтоматов, на пробеге 100 тыс км и больше он начинает забиваться продуктами износа и эффективность отвода тепла падает.
Некоторые мастерские берутся доработать эти моменты, устанавливая дополнительный теплообменник, а в магистраль подачи масла к нему врезают внешний фильтр масла, заменить который при необходимости существенно проще штатного.
Технически такая идея вполне рациональна и доработка может быть рекомендована и на свежей машине. На гарантийной ставить дополнительные узлы вряд ли кто-то рискнет, но после окончания гарантии доработать имеет смысл, отодвинув капремонт за предельный срок эксплуатации самого автомобиля.
Запчасти и контрактные АКПП
Благодаря широкой распространенности найти АКПП б/у или запчасти на неё не составляет труда. Однако есть сложность в гидроблоке. Хотя все гидроблоки и выпускаются Айсин, но настраиваются они с учетом особенностей каждой модели. Поэтому подобрать АКПП или плиту управления от другой модели довольно трудно.
Чаще всего гидроблок ремонтируется, в тяжелых случаях приходится заказывать новый, настроенный под нужную модель. Также отличия могут быть и в других деталях. Например, поддон АКПП американско-азиатских и европейских моделей чаще всего невзаимозаменяемы.
Выводы
В целом, владельцам Чанганов с этой коробкой повезло. Сама по себе она ломается весьма редко и до пробега примерно 100 тыс км хлопот, кроме проблемной замены масла, своим хозяевам не доставляет. А при условии частой смены масла и аккуратного вождения есть хорошие шансы доездить и до 200 с лишним тысяч километров, не интересуясь ценами на запчасти и ремонт КПП.