Круиз-контроль – система пассивной безопасности, позволяющая автоматически поддерживать заданную скорость автомобиля, дозируя нажатие на педаль газа. Сегодня китайские авто оснащаются двумя системами круиз-контроля:
- АС – обычный круиз-контроль. Он также известен, как фиксированный круиз-контроль. Поддерживает заданную скорость движения сразу после активации. Обычно система работает в диапазоне 40-160 км/ч;
- ААС – адаптивный круиз-контроль. Помимо поддержания заданного скоростного режима имеет функцию «адаптации» к скорости впереди идущего транспортного средства. Это более продвинутая версия АС, использующая датчики и радары для вычисления расстояния до бампера попутной машины и определения её текущей скорости.
Сегодня практически все китайские кроссоверы и седаны марки Changan, представленные на российском рынке, оборудованы фиксированным или адаптивным круиз-контролем. Тип системы, которой оснащается автомобиль, зависит от комплектации. В большинстве случаев АС устанавливается на базовые, «бюджетные» версии, а АСС на топовые.
Разобраться, какой круиз-контроль установлен на конкретной комплектации, поможет справочная таблица.
Модель Changan | Обычный круиз-контроль АС | Адаптивный круиз-контроль
АСС |
Changan CS75 FL | LUXE 2WD,LUXE 4WD, COMFORT 4WD | — |
Changan CS75 PLUS | — | LUXURY |
Changan CS55 | 1.5 – 6 AT LUXE | |
Changan CS55 PLUS | — | LUXE, TECH |
Changan CS35 | 1.6 -5 MT LUXE, 1.6 – 6 AT COMFORT, 1.6 – 6 AT LUXE | — |
Changan CS35 PLUS | 1.6 -5 MT LUXE, 1.6 – 6 AT COMFORT, 1.6 – 6 AT LUXE | — |
Changan CS35 PLUS NEW | ADVANCE | TECH |
Changan CS95 | — | 2.0T – 6AT DLX |
Changan CS95 NEW 2023 | — | DLX, BLACK EDITION |
Changan EADO PLUS | LX | DLX |
Changan Hunter Plus (пикап) | COMFORT, LUXE | — |
Changan UNI-K | 2.0 – 6 AT COMFORT | 2.0 – 8 AT LUXE AWD, 2.0 – 8 AT TECH AWD |
Changan UNI-V | 1.5 – 7 DCT LX, 1.5 – 7 DCT DXL | — |
Changan UNI-T | LUXE | TECH |
Changan Lamore | — | 1.5T – 7 DCT |
Changan CS85 COUPE | — | 2.0T – 8AT |
Changan Alsvin | LX, DLX | — |
Принцип работы АС и АСС Changan
Если собираетесь приобрести новый Changan, заранее поинтересуйтесь у дилера, какой круиз-контроль установлен на автомобиле. Как правило, машины с адаптивной системой стоят на 30-40 тыс. рублей дороже. Для некоторых это не имеет принципиальной разницы. Но АСС, к примеру, избавляет от необходимости рутинных нажатий педалей газа и тормоза в пробках.
АС
Обычный круиз-контроль только поддерживает заданную скорость движения авто. Он работает в диапазоне 40-160 км/ч или 40-180 км/ч без воздействия на педаль газа со стороны водителя. В большинстве моделей клавиши управления располагаются на руле. Кнопки унифицированы и имеют практически идентичное назначение. На рулевом колесе, обычно с левой стороны, всегда находятся:
- клавиши включения и отключения круиз-контроля (1) и (2) соответственно;
- кнопка «Res+» — увеличение скорости (3);
- кнопка «Set-» — уменьшение скорости (4).
Иногда в управлении системой задействуется и центральный джойстик (5).
Круиз-контроль АС устанавливается на Changan и с АКПП, и с МКПП. Только приобрести машину на «механике» — большая удача. При движении круиз-контроль контролирует скорость с помощью регулировки дроссельной заслонки.
Дроссель регулирует число оборотов коленчатого вала и, соответственно, мощность двигателя, увеличивая или уменьшая объём воздуха, подаваемого в цилиндры. Т.е. выполняется увеличение или уменьшение скорости автомобиля. Непосредственно дроссельная заслонка управляется автоматикой автомобиля, получая сигналы от датчика скорости и ДПЗД – датчика положения дроссельной заслонки.
ААС
Принцип действия адаптивного круиз-контроля такой же, как и обычного. Но он ещё и отслеживает расстояние до заднего бампера впереди идущей машины. Благодаря этому электронная система управления Changan регулирует скорость движения, предотвращая возможное столкновения.
В передний бампер Changan устанавливается радар, генерирующий и излучающий инфракрасные волны. Они отражаются от бампера передней машины и поступают в приёмник сигнала Changan. Автоматика оценивает скорость отражения инфракрасной или ультразвуковой волны, автоматически вычисляет скорость впереди идущей машины и расстояние до неё. В зависимости от этого электроника опять же приступает к управлению дроссельной заслонкой, увеличивая или уменьшая текущую скорость авто.
Выбор дистанции
Система адаптивного круиз-контроля ААС Чанганов позволяет водителю регулировать минимально допустимую дистанцию до впереди идущего автомобиля. Это очень удобная опция, т.к. даёт возможность автоматического поддержания скорости движения и остановки в пробках.
При этом на щитке приборов для удобства восприятия расстояние до заднего бампера попутной машины инициализируется соответствующим цветом:
- зелёный – дистанция безопасная;
- жёлтый – сближение с попутным автомобилем;
- красный – минимальное расстояние до заднего бампера, автоматическая установка.
По отзывам владельцев Changan система работает чётко и без сбоев даже при интенсивном траффике.
Причины сбоев в работе систем круиз-контроля Changan
Отказ АС или ААС на Changan – довольно редкое явление. Системы надежные, а статистика выхода из строя на гарантийных машинах показывает, что число обращений к дилерам с данной проблемой очень мало.
Но всё же отказы случаются. Самые распространённые из них:
- Неисправность концевика педали тормоза. Педаль тормоза Чанганов при активированном круиз-контроле используется и для регулировки скорости, и для отключения системы. Если круиз-контроль «не видит» концевик, он не получает сигнал на деактивацию системы при нажатии на педель. При такой неисправности активация круиза блокируется электроникой;
- Неисправности датчиков ABS. Датчики, установленные на колёсах, передают в ЭБУ Changan данные о скорости вращения. Именно по их сигналам система регулирует или поддерживает заданную скорость движения. Если датчики неисправны, круиз-контроль также будет заблокирован.
В системе адаптивного круиз-контроля ААС уязвимым местом являются датчики-радары, монтируемые в переднем бампере. Чаще всего они выходят из строя по причине механического повреждения. Малый процент неисправностей приходится на электронный блок ААС Changan: он может выйти из строя из-за скачка напряжения в бортовой сети или короткого замыкания. А вот сбои в работе ПО ААС Changan практически не встречаются.
В каких случаях не рекомендовано использование круиз-контроля
Компания Changan рекомендует отключать и обычный, и адаптивный круиз-контроль при:
- въезде на транспортные развязки с интенсивным движением;
- неблагоприятных погодных условиях: дожде, тумане, снегопаде;
- езде по неровным дорогам;
- движении в затяжном повороте;
- проезде вышек сотовой связи, способных исказить излучение радара.
Также круиз-контроль не предусмотрен и для движения в пробках. Но владельцы Changan как раз наоборот, очень ценят ААС и